Преимущества и особенности ксеноновых ламп D3S
Благодаря улучшенным потребительским характеристикам ксеноновые лампы постепенно вытесняют с рынка более распространенные галогеновые. Это объясняется их особенностями и рядом преимуществ. Относительным минусом можно назвать разве что несколько большую стоимость ксенонок. Однако за счет более высокой энергоэффективности, надежности и долговечности они выигрывают у галогенок даже по экономичности.
Конструкция ксеноновой лампы D3S
Основным рабочим элементом лампы D3S является герметически запаянная трубка из прочного стекла (например, кварцевого). Внутрь колбы на заводе закачивается смесь инертных газов и солей с превалированием ксенона. Газы находятся под давлением.
Внутри трубки установлены два основных электрода (анод с катодом). Они формируют плазменную дугу и обеспечивают «горение» ксеноновой смеси. Дополнительные электроды предназначены для ионизации газа в начальный момент включения фары.
Второй важнейший элемент конструкции — блок розжига, который может идти в комплекте либо отдельно. Этот узел предназначен для запуска осветительного прибора и последующего поддержания его стабильной работы. Он состоит из низковольтной части (балласта) и высоковольтной (игнитора).
Лампу D3S нельзя использовать с блоком розжига, предназначенным для другого типа оборудования. Конструктивно цоколи отличаются, однако некоторые — весьма незначительно. Поэтому при желании можно установить в гнездо изделие другого типа, но это может привести к выводу его из строя.
Цоколи ксеноновых фар D3S используются в линзованной оптике. Этим они отличаются от сходного типа D3R. Еще одна особенность конструкции D3S (как и D1S) — расположение в общей сборке изделия узла игнитора.
Принцип работы ксеноновых ламп D3S
Для запуска ксеноновой лампы требуется электрический импульс с напряжением порядка 23–30 кВ и частотой 300–400 Гц. Необходимые параметры обеспечивает специальный блок розжига, преобразующий постоянный ток в переменный. Этот узел управляет всем процессом формирования дуги и последующей стабилизации работы фары.
Работа цепи запуска происходит следующим образом:
- При включении тумблера запускается блок розжига. Формируется импульс высокого напряжения, который направляется к электродам.
- Между анодом и катодом лампы D3S образуется электрический мост. Начинается ионизация ксенона и формирование плазменной дуги.
- В течение нескольких миллисекунд внутри колбы резко повышается температура и одновременно снижается сопротивление. Происходит розжиг ксенона. Плазменная дуга ярко вспыхивает. Этот этап обычно завершается через 0,1–0,6 с после включения.
- Напряжение дуги остается высоким, температура продолжает нарастать. Падение сопротивления ниже заданного уровня регистрируется балластным резистором. Схема переходит в режим постоянного функционирования. Нагревание до 80% яркости занимает в среднем 3–9 с.
- Формируется стабильная дуга, напряжение снижается до рабочего (порядка 30–85 В). Излучается яркий и мощный световой поток.
Для последующей работы ксеноновой фары нужно поддерживать относительно небольшое напряжение (чаще всего — 42 В). Эту функцию также выполняет блок розжига.
При выключении фары через тумблер напряжение перестает поступать на электроды и дуга гаснет. Встроенная защита может также предусматривать отключение схемы при выявлении критических нарушений параметров во время работы.
Преимущества ксеноновых ламп
Выделим основные преимущества ксеноновых фар D3S в сравнении с галогеновыми источниками света:
- Более яркое свечение. Световой поток при потребляемой мощности 35 Вт примерно в 1,5 раза выше, чем потребляющей 55 Вт галогенки.
- Хорошее освещение дорожного полотна. Ксеноновые лампы D3S обеспечивают более яркий, четкий и равномерный световой конус.
- Широкий выбор цветовой температуры — от 4300 до 8000 К. Большее значение параметра дает более четкое освещение (хотя многие водители предпочитают менее «синие» цвета).
- Сниженное потребление энергии (35 Вт против 55 Вт).
- Повышенный срок службы — порядка 4000—7000 часов.
- Более высокая надежность. В конструкции ксенонок отсутствует нить накаливания. Поэтому они не подвержены повреждениям и преждевременному выходу из строя вследствие вибрации.
Из вышеперечисленных достоинств следует еще одно — более высокий уровень безопасности движения (за счет хорошего освещения дороги).
Технические характеристики ксеноновых ламп
При выборе конкретной модели с цоколем D3S стоит обращать внимание на такие параметры:
- Рабочее напряжение. Чаще всего используются изделия с напряжением 42 В, но встречаются и на 85 В.
- Время розжига (формирования дуги). Стандартное значение параметра находится в пределах 0,3–0,5 секунд. Существуют лампы, загорающиеся как существенно быстрее (например, 0,1 с), так и несколько медленнее.
- Напряжение розжига. Чаще всего это 23 кВ.
- Время нагрева. Обычно указывается время, за которое набирается 80% яркости. Нормальный показатель — в диапазоне 3–9 секунд.
- Цветовая температура. Минимальное значение — 4300 К. Это типичный дневной свет. Распространены также варианты 5000 К, 6000 К и реже — 8000 К (самые синие).
- Освещенность. Качественные лампы обеспечивают освещенность порядка 3200 Лм. Есть модели на 3400–3600 Лм и больше.
- Срок службы. Здесь чаще всего встречаются значения в диапазоне 4000–7000 часов.
При замене штатной лампы важно, чтобы соответствовали значения вольтажа. Цветовая температура и освещенность может отличаться.