Люстра-самолет своими руками
Поделки своими руками /28-сен,2016,06;44 /
7786
Какой должна быть люстра в мастерской авиамоделиста? По мнению автора, она, во-первых, должна давать достаточно света для мелких слесарных работ. Ну и, во-вторых, должна быть похожа... на самолёт!
Потолочный светильник нужен был для освещения комнаты, в которой у нас на даче стоит теннисный стол и расположено моё рабочее место. И там и там должно быть светло, так что главным требованием к светильнику было хорошее освещение комнаты. Дополнительным условием для него было соответствие дизайна основному увлечению автора, авиамоделизму. А что лучше соответствует этому занятию, чем люстра в форме самолёта — люстра-самолёт?
Определившись с общей концепцией светильника, я перешёл и выбору материала и конкретной модели самолёта. которая должна стать прототипом люстры. Делать её из пенопласта мне показалось ненадёжно да и пожароопасно. Оставались фанера или оцинковка. Мне показалось, что фанера должна была подойти лучше всего. Тем более что и настоящие самолёты из неё делали. В конце концов я остановился на 6-миллиметровой фанере.
За основу конструкции взял японский истребитель-перехватчик конца Второй мировой войны фирмы «Мицубиси» — Shinden J7W. Схема «утки» смотрится вполне оригинально.
С эскиза истребителя я взял основные пропорции планера и подогнал под желаемые размеры. Размах крыльев у меня получился 1100 мм, длина — 900 мм.
В модель самолёта запланировал врезать 5 лампочек на поворотных спотах.
Когда люстра была уже готова и заняла своё место над теннисным столом, стало ясно, что для полноценного освещения комнаты в неё надо врезать ещё пару лампочек. Одну — в корму, чтобы светила назад, вторую — в носовую часть, чтобы светила под углом вперед.
Порядок работы по изготовлению люстры
1. Первым делом от большого листа фанеры отрезал прямоугольные заготовка под каждую деталь.
2. На каждую заготовку переносил чертёж детали, после чего выпиливал её электрическим лобзиком. При таком распиле точность даже при хорошем освещении получается плюс-минус миллиметр, а то и два. Но для метровой люстры такие допуски не критичны.
3. За вечер вырезал основные детали. Получился полный комплект заготовок, которые предстояло склеить.
4. Для хвостовой части кольцевой пилой вырезал из 20-мм доски круглую заготовку, распилил её на две половинки и склеил их Titebond, американским родственником нашего ПВА. Если склейку слегка поджать — схватывает намертво.
5. Отдельно собрал «хвост», если заднюю часть можно таи назвать. Перед сборкой угловатые заготовки доводил до ума ленточной шлифмашинкой.
6. Отдельно склеил переднюю часть фюзеляжа.
7. Стекла для кабины вырезал из оконного стекла с допуском 1 мм. Здесь тоже особой точности не требуется.
8. Каркас кабины склеил из реечек, используя клей-гель «Контакт». Он замечательно и стекло к дереву приклеил, одна беда — в закрытой кабине испарения на стекле конденсируются.
9. Это полуфабрикат фюзеляжа. Детали обработаны шлифовальной шкуркой с зерном 150. Выступы и неровности при склейке зачищены на ЯШМ. В хвостовой части фюзеляжа я сделал стильный лючок, петли сверху закрыл, приклеив накладки из фанеры.
10, Дальше предстояло самое сложное: нужно было сделать шестилопастной винт. Начал с обтекателя винта — кока. Три круглые заготовки разного диаметра насадил как пирамидку на болт и склеил.
11. Затем обработал заготовку на ЯШМ, а окончательно довёл, закрепив её на шуруповёрте. Получилось не хуже, чем на токарном станке.
12. Из фанеры вырезал заготовки для лопастей. Они получились с большими допусками, но на ЯШМ я их идеально выровнял, и все лопасти стали практически одинаковы.
13. Лопасти вклеил в кок на гель «Контакт» — он подошёл очень хорошо, жаль, что быстро закончился.
14. Один из самых трудных этапов — подбор покрытия для люстры. Нужно было придать второсортной фанере «благородный блеск». Сначала покрыл одним слоем нетонированного тикового масла от Вогта.
15. Масло подсохло, текстура прорисовалась, но мне тон показался слишком светлым. Поэтому поверх нанёс слой американской пропитки Varathane на основе соевого масла, тонированной под «весенний дуб». А после этого покрыл ещё двумя слоями полуглянце-вого яхтового лака «Тикурилла».
l6. Встраиваемые лампы GU 5.3 и споты (гнезда) под них купил в «Леруа». там наиболее приемлемые цены.
17. Под споты просверлил отверстия кольцевым сверлом.
18. В большом крыле запланировал установить 3 лампы в поворотных спотах.
19. Сверху лампочки будут закрыты колпачком, сделанным из оцинкованного железа толщиной 0,6 мм. Такая жесть гнётся легко руками.
20. Кабину сделал съёмной, внутри фюзеляжа можно устроить тайник — места там много.
21. Лампы установлены, вид снизу. Если люстра будет давать мало света, можно врезать в фюзеляж ещё лампы — его размеры сделать это позволяют.
22. Люстра готова — вид сверху. Кот Кузя изучает новый предмет.
23. Контрольное взвешивание люстры. Вес — 4100 граммов, теоретическая нагрузка на крыло составляет около 150 граммов на квадратный дециметр. Центр тяжести находится за кабиной в 1 см.
24. Длина медной цепочки, на которой подвешена люстра, регулируется. Это позволяет при необходимости опустить или поднять люстру к потолку. Провод издалека сливается с цепочкой.
Юрой Смирнов, Москва