Устройство рычажного велосипеда
Разное /11-сен,2012,22;46 /
37255
![велосипед своими руками велосипед своими руками](https://www.umeltsi.ru/uploads/posts/2012-09/1347392694_velosiped-svoimi-rukami.jpg)
Автор придумал как сделать ключ без "холостого" хода, однако на данной разработке не ограничился и «изобрел велосипед» с оригинальной кинематической схемой. Ниже — суть идеи.
С успехом опробовал свое «детище» на базе серийного образца классического велосипеда (фото 1-2). Принципиальное изменение заключается в том, что велосипедист не крутит педали, а поочередно нажимает на них сверху. На рис. 1 видно,что У-образные рычаги (педали)с закрепленным на них отрезком велосипедной цепи, совершая возвратно-поступательные движения, приводят во вращение соприкасающуюся с цепью звездочку. Последняя, в свою очередь, сочленена с механизмом, преобразующим возвратно-вращательное движение во вращательное. Узел, заставляющий колесо двигаться, смонтирован во втулке заднего колеса (на рисунке не показано). При движении рычага А (дальнего) сверху вниз совершается рабочий ход. При этом рычаг В (ближний) движется вверх.
![Устройство рычажного велосипеда Устройство рычажного велосипеда](https://www.umeltsi.ru/uploads/posts/2012-09/1347391088_velosiped.jpg)
Рис. 1. Общий вид велосипеда
А, Б—рычаги усилий (педали), 1 — У-образные рычаги, 2 — цепь, 3 — звездочка, 4 — каретка заднего колеса
Достигнув верхней точки, он начинает двигаться вниз, совершая рабочий ход и завершая цикл и т. д.
За счет удлинения рычагов и применения узла без храповых механизмов у предлагаемой конструкции в 2-3 раза возрастает усилие на ведущее колесо по сравнению с велосипедами классической схемы (рис. 2). Правда, при этом несколько уменьшается длина хода колеса, что заставляет велосипедиста интенсивнее работать ногами (но ведь нажимать на педали значительно легче, чем крутить).
![Устройство рычажного велосипеда Устройство рычажного велосипеда](https://www.umeltsi.ru/uploads/posts/2012-09/1347391258_velosiped2.jpg)
Рис 2. Сравнительный график
А — распределение момента сил велосипеда классической схемы за один рабочий цикл;
Б—распределение момента сил предлагаемого велосипеда за один рабочий цикл;
М — момент силы, равный произведению прилагаемой силы на длину рычага;
Н — величина длины пробега колеса за один рабочий цикл.
Еще одно новшество — благодаря конструкции бесхрапового механизма заднее колесо стопорится при движении назад. Это может оказаться полезным при езде в гору. Другими словами, если велосипедист не в состоянии двигаться вверх, застопорившееся колесо не позволит транспортному средству скатиться вниз.
![Устройство рычажного велосипеда Устройство рычажного велосипеда](https://www.umeltsi.ru/uploads/posts/2012-09/1347392498_velosiped3.jpg)
![Устройство рычажного велосипеда Устройство рычажного велосипеда](https://www.umeltsi.ru/uploads/posts/2012-09/1347392511_velosiped4.jpg)
Наконец, к этой же конструкции я разработал «ноу-хау» изменения крутящего момента во время движения вместо сложной и дорогостоящей системы переключения скоростей.
В заключение подчеркну, что изобретенный механизм может быть применен в веломобиле или инвалидной коляске.
Михаил УКРАИНКО.