Точение тарелки из соснового сувеля
Столярное дело /24-фев,2014,23;31 /
31502
Чаще всего я точу деревянные чаши, реже вазы и уж совсем редко тарелки. Как у истинного поклонника красивой древесины, которая нечасто встречается в природе нашей северной страны, у меня просто не хватает духа вырезать плоскую доску для тарелки, пустив остальную часть не без труда добытого чурбака в отходы. Так что приходится ждать, когда попадется изначально плоская заготовка.
В принципе, для точения тарелки может подойти любая доска толще 20 мм из текстурной древесины. Полез я недавно в свои закрома и сразу же наткнулся на хорошо выдержанный сосновый сувель толщиной около 100 мм с многообещающей текстурой. Сухостойная сосна с уже слегка подгнившим наростом была свалена мной около 15 лет назад, и последний год нарост хранился в городской квартире, так что был абсолютно сухим. Тарелки, в отличие от чаш, точатся из сухой древесины, иначе в процессе высыхания они, как открытые формы с расширением кверху, могут сильно покоробиться и потерять привлекательность. Моя тарелка получилась дольно глубокой, т. к. я не захотел переводить в стружку прекрасный материал, и, возможно, ближе к чаше, что не имеет особого значения: тарелка и есть низкая чаша.
НАЧАЛО РАБОТЫ
Как всегда, первой операцией является скругление заготовки на моей самодельной ленточной пиле с применением фанерного круга, прибиваемого к верхней части заготовки в качестве шаблона (фото 1). У меня имеется набор из девяти таких кругов-шаблонов диаметром от 100 до 250 мм: в данном случае использовался шаблон на 210 мм. Можно, конечно, скруглить заготовку и с помощью цепной пилы, бензиновой или электрической, что я иногда и делаю на даче, хотя этот способ несколько более грубый
Раньше при точении тарелок я практиковал начальную фиксацию заготовок в центрах с четырехзубцовым поводковым центром в передней бабке токарного станка, хотя другим, возможно, более удобным для этой цели способом является крепление заготовки на планшайбе, что мне и хотелось испытать. Одну такую планшайбу я получил вместе со станком и еще три были выточены по моему заказу. Планшайбой фактически является массивный стальной фланец с отверстиями под шурупы и резьбой под шпиндель токарного станка 1" на 8 tpi. В принципе, подобное приспособление можно изготовить самостоятельно целиком из дерева, например клена.
Металлическую планшайбу можно притянуть шурупами непосредственно к заготовке, однако в ряде случаев удобнее сначала посадить сюда на шурупах деревянный диск, а уже к нему крепить заготовку любым удобным способом - в проточках за счет трения, на клею, двусторонней клейкой ленте или на центральном шурупе. Наиболее простым и удобным способы крепления представляется использование планшайбы с центральным шурупом. На фото 2 показана моя самодельная планшайба, в которой использован шуруп толщиной 10 мм, чья восьмигранная головка утоплена в древесину и посажена на цианакриловый клей. С помощью дополнительного деревянного диска можно уменьшить вылет шурупа в случае малой толщины обтачиваемой заготовки. Кстати, точение деревянной тарелки, рассматриваемое в настоящей статье, является моим первым опытом работы с планшайбой.
Чтобы обеспечить надежную посадку с плотным прилеганием к поверхности планшайбы, пришлось срезать верхнюю неровную часть заготовки. Но тут мне открылась вся красота бугристой и складчатой поверхности соснового сувеля, которую очень захотелось хотя бы частично сохранить на ободе тарелки.
Просверлив глухое центральное отверстие диаметром 6,3 мм (фото 3) и навернув заготовку на шуруп, я убедился, что она не прилегает к планшайбе, упираясь сюда лишь в одной точке далеко от центра. Поскольку крепление показалось не вполне надежным, пришлось подпереть заготовку задней бабкой (фото 4), которая, впрочем, на начальном этапе черновой обработки несбалансированной заготовки применяется практически всегда. После выравнивания обрабатываемой детали заднюю бабку можно будет убрать. Я начал обтачивать заготовку при минимальной частоте вращения, которая у моего станка составляет 500 об/мин, с ее постепенным увеличением до максимума (1200 об/мин). Для заготовок диаметром более 100 мм справедлива следующая формула вычисления безопасных оборотов: произведение диаметра детали в дюймах и частоты вращения в об/мин должно находиться в диапазоне 6000-9000 (зто безразмерная величина, относительные единицы). Так, для моей заготовки диаметром около 200 мм (т. е. 8 дюймов) безопасная частота вращения лежит в пределах от 750 до 1100 об/мин. Следует иметь в виду, что центробежная сила, подчас разрывающая заготовку (особенно треснутую или подгнившую) на части, возрастает соответственно квадрату скорости, как и кинетическая энергия разлетающихся элементов, т. е. сила их удара. При работе на токарном станке нельзя стоять в плоскости вращения заготовки, к тому же необходимо обязательно надевать защитный щиток.
С помощью глубоколожелобчатой стамески толщиной 12 мм я выровнял заднюю поверхность заготовки (фото 5), направляя ее от центра к краю и держа почти в горизонтальном положении. При этом ее желоб невидим, т. к. он направлен в сторону донца (закрытое положение) и нижняя боковая режущая кромка работает больше как скребок, т. е. скоблит. Затем приступил к окончательному скруглению боковых поверхностей детали и их чистовой отделке. Техника точения здесь подразумевает постепенный переход от горизонтального положения стамески, дающего грубый рез, к наклонному с опущенной ручкой, что обеспечивает чистовой рез. Окончательную доводку проточенной поверхности обычно выполняют скребками. В свое время я сделал около десятка скребков самых различных форм, но пользуюсь ими для выравнивания внешней поверхности довольно редко: на данном этапе очень удобно применять все ту же свежезаточен-ную глубокожелобчатую стамеску, оттянутые назад «крылья» которой прекрасно скоблят поверхность, особенно в наклонном положении стамески. Если не хочется отходить от станка, чтобы воспользоваться точилом, можно быстро навести жало стамески с помощью алмазного оселка с зернистостью 600 ед., хотя я проделывал это оселками на 400 и даже 300 ед., причем, как мне кажется, вполне успешно. Делать это следует не более 2-3 раз, после чего целесообразно переточить стамеску на точиле с применением специального приспособления.
Сухая древесина, в отличие от влажной, не имеет природной смазки, что увеличивает силу трения резца о заготовку: в результате возникает не только шум, но и довольно горячая стружка, способная обжечь кожу токаря. Рекомендуется надеть перчатку хотя бы на левую руку.
В качестве ненавязчивого украшения и без того привлекательной наружной поверхности тарелки, опять-таки воспользовавшись глубокожелобчатой стамеской (фото 6), примерно в середине изделия я сформировал буртик (валик) не совсем обычной острой формы с плавным сбегом в обе стороны. При этом соблюдались два основополагающих правила: прижимать фаску стамески к древесине и вести ее снизу вверх, что гарантирует от зарывов и дает чистую поверхность, ведь срезаемые волокна поддерживаются вышележащими. Чрезмерно сильное прижатие фаски может вызывать сжатие волокон, нежелательность которого отмечена выше.
Практически закончив отделку внешней стороны, я уже начал настраиваться на переход к точению донца, когда понял, что надежность крепления заготовки на одной планшайбе будет недостаточной вследствие плохого прилегания, т. е. заднюю бабку убирать не следует. Правда, при этом практически утрачивалось основное преимущество планшайбы, которое заключается в надежном креплении заготовки спереди, причем простейшим способом, в то время как ее задняя часть остается полностью открытой для обработки, т. е. вытачивания выступающего или, наоборот, утопленного донца тарелки. Пришлось заменить крупный задний центр аналогом меньшего диаметра, в данном случае зубчатым (корончатым): я решил сделать донце тарелки не выступающим, как обычно у большинства моих изделий, а утопленным, для точения которого требуется более или менее свободный подход. После замены заднего центра, разумеется, возникло небольшое биение тарелки вследствие легкого нарушения центровки. Для его устранения пришлось несколько раз пройтись резцом глубокожелобчатой стамески по внешней поверхности детали в режиме скобления, что заняло несколько лишних минут. При угловом скоблении древесины свеженаведенной заусеницей из-под режущей кромки стамески или скребка вылетает тончайшая паутинообразная стружка - свидетельство высокой чистоты обработки поверхности древесины.
На следующем этапе я приступил к проточке донного углубления на задней стороне заготовки. Для этого циркулем наметил диаметр углубления в 105 мм, близкий к минимальному диаметру кулачков патрона в сжатом состоянии, которые далее при разжимании зафиксируют тарелку. С помощью прямого скребка было сделано углубление в 8 мм (фото 7). Задняя бабка все же мешала точению и особенно расширению проточки вглубь на 150, как того требует коническая форма кулачков патрона для обеспечения плотного захвата изделия. Пришлось прибегнуть к маленькой стамеске для резьбы.
Тарелка совсем без выступающего донца показалась мне недостаточно эстетичной, поэтому я сделал его слегка выпуклым и с плавными линиями. Затем снял изделие с планшайбы, стамеской для резьбы срезал выступ, куда упирался задний центр, и подчистил эту область сначала электронапильником, а затем вручную наждачной бумагой. На данном этапе было покончено с точением внешнего профиля и донца, теперь оставалось расточить внутреннюю полость тарелки, зажав ее в патроне.
Переворачиваем тарелку, вставляем в ее донное углубление патрон с кулачками типа G (фото 8). Теперь необходимо повернуть ключ в патроне до упора последовательно в каждом из трех его гнезд, зажать тарелку кулачками враспор и навинтить патрон на шпиндель станка. Считается, что такая фиксация изделия менее надежна, чем при захвате выступающего донца, и поэтому более пригодна для крепления именно неглубоких тарелок и чаш. Но и в этом случае не следует форсировать процесс расточки полости.
Как и в случае с чашами, я начал его с помощью все той же глубокожелобчатой стамески толщиной 12 мм с так называемой «ирландской заточкой» (фото 9). Этот тип стамесок можно вести внутри только в одном направлении - от края к донышку тарелки. Углубившись приблизительно на 25 мм, я сохранил некоторую ширину фактурного природного обода тарелки, местами превышающую 20 мм. Далее пришло время начать подрезку края, следуя за кривизной внешней поверхности тарелки. Для этого требовалось взять какую-либо другую стамеску с изогнутым цевьем, например, с резцом-насадкой или твердосплавной насадкой. Но тут я вспомнил о коленчатой стамеске, которую сделал четыре года назад, испытал, отложил и забыл о ней. Она подошла для данной операции как нельзя лучше, т. к. изменяемая в широких пределах форма шарнирной головки позволяла глубоко зайти под горловину тарелки (фото 10).
Для придания устойчивости стамеске, особенно в тех случаях, когда ее жало выходит за воображаемую линию оси приспособления, здесь имеются боковая рукоятка и пластиковый подлокотник (фото 11). Поскольку обод тарелки местами сильно опущен, подрезка привела к искажению его круглой формы, что, на мой взгляд, нисколько не снизило привлекательности изделия, а скорее даже наоборот. Резец коленчатой стамески точил плотную и довольно тяжелую древесину соснового сувеля очень легко, но оставлял после себя грубую поверхность, которую я впоследствии выровнял стамеской с твердосплавной круглой насадкой (фото 12). Толщина стенок тарелки не могла быть менее 8 мм из-за опасности появления дырок в местах глубоких складок на ободе, что было бы нежелательно. Размеры контролировались самодельным кронциркулем (фото 13). За глубиной расточки я следил с помощью самодельного глубиномера с учетом уже имеющегося наружного донного углубления. Поскольку кривизна стенки тарелки меняет направление, траектория движения последних двух стамесок при расточке полости большого значения не имела.
Что на самом деле важно, так это скорость ведения стамесок при обработке донышка, которая должна быть низкой, поскольку в этой области значительно уменьшается линейная скорость движения древесины. Так как тарелка - неглубокая посудина, при ее расточке обычно не возникает проблемы избыточного свеса стамесок с упора подручника, вызывающего нежелательную вибрацию резца и, как следствие, недостаточную чистоту поверхности. Теперь необходимо было выровнять внутреннюю часть тарелки методом скобления. Глубокожелобчатая стамеска для данной цели не годится, и я делал это с помощью скребка с отрицательным передним углом, изготовленного мною из круглой заготовки быстрорежущей стали толщиной 18 мм (фото 14). Преимуществами скребков данного типа являются низкая вероятность зарывов в древесину и высокая чистота отделки поверхности.
Точение закончено, теперь можно было приступить к окончательной чистовой обработке поверхности (как внешней, так и внутренней) методом шлифования. Вновь позволю себе напомнить основной принцип: чем больше ты шлифуешь, тем ниже твое мастерство. Осмотрев тарелку, я остался удовлетворен качеством ее изготовления и решил лишь слегка отшлифовать изделие абразивной шкуркой зернистостью 220 ед., чего вполне достаточно для поверхности, предназначенной под высокостойкое лаковое покрытие. При нанесении менее стойких покрытий типа масла или воска обычно требуется предварительная обработка поверхности шкурками более низкой зернистости (до 400-800 ед.). Я к таким методикам пока только присматриваюсь и экспериментирую.
Поскольку при запускании руки со шкуркой внутрь вращающейся на станке чаши с неровным природным краем его выступы больно бьют по пальцам, я воспользовался медицинским инструментом, называемым изогнутым корнцангом (фото 15). Наиболее удобной для шлифовки, по моему опыту, является наждачная бумага на поролоновой основе. К сожалению, пока не нашел подобной водостойкой наждачной бумаги с зернистостью 1200-1500 ед. для шлифовки лака перед его располировкой, а испытанные абразивы на мягкой тканевой основе не очень хорошо разравнивают поверхность, поскольку не обладают подходящей жесткостью. Продолжу поиски. Той же наждачной бумагой Smirdex я быстро отшлифовал и наружную поверхность чаши, прижимая, как полагается, «шкурку» к нижней части тарелки, вращающейся на минимальных оборотах во избежание возможной травмы пальцев. Черный раструб справа от чаши на фото 15 - это воздухозаборная часть, присоединенная шлангом к промышленному пылесосу для борьбы с пылью при шлифовке. Снял чашу с токарного станка и вручную слегка подшлифовал углубленное донце. Кстати, кулачки патрона не оставили ни малейших следов на древесине. По традиции сделал надпись на донце тарелки с указанием вида древесины, даты изготовления и своей фамилии(фото 16). Далее с использованием промышленного термофена сначала пропитал тарелку кипящей олифой, высушил, а затем покрыл ее несколькими слоями акрилполиуретанового лака с промежуточной сушкой и шлифовкой, после чего располировал лаковое покрытие полировальной пастой.
Результат порадовал глаз прекрасным сочетанием светло-коричневой свилеватой древесины в нижней части тарелки с сероватым верхом, переходящим в более темную складчатость обода (фото 17). Богатый опенками сероватый цвет древесины под корой, с которым я ранее уже сталкивался при точении сувелистой сосны, по-видимому, свидетельствовал о начальной стадии поражения синей гнилью, которая значительно повышает эстетические свойства.