Бетономешалка с бочки

Станки и инструменты /04-мар,2010,01;16 / 68740
Бетономешалка с бочки

Бетономешалка с бочки

Бетономешалка при строительстве дома нужна постоянно. Цементного раствора требуется много, к тому же он нуждается в периодическом перемешивании. Корыто с лопатой здесь неважные помощники — намаешься с ними до ломоты во всем теле, а качество смеси останется невысоким. Приобретение же фирменной дорогостоящей конструкции далеко не каждому по карману.
Остается одно — мастерить механическую бетономешалку самому. Например, мобильную, с электроприводом для тщательного «перелопачивания» ингредиентов цементного раствора и с поворотным механизмом для облегчения загрузки-выгрузки. А в качестве рабочей емкости использовать 250-литровую металлическую бочку с вварными лопастями.


Продумать кинематическую схему такой машины для меня — в прошлом авиационного техника — особого труда не составило. Реализовать же ее помогла... свалка, где ржавели детали от списанной сельхозтехники.

Со сваркой проблем не было — выручил самодельный «сварочник». С токарными работами, как ни старался свести их к минимуму, дела обстояли сложнее. Конечно же, «мелочовку» выполнил сам с помощью наждака, дрели и набора ручных инструментов. Точение же главного вала и посадочных мест под подшипники пришлось поручить l токарю из соседней механической мастерской.

Бак бетономешалки сделал в несколько этапов. Вначале вырезал из бочки заготовку с зубчатыми краями, которые подогнул внутрь до диаметра 400 мм, и стыки проварил. В качестве дна приварил колесный диск от списанной сельхозтехники. Ненужные отверстия в нем залатал. Затем сваркой зафиксировал зубчатый венец маховика от двигателя автомобиля ГАЗ-51 и (строго по центру!) главный вал, усиленный диском-ступицей. Торец последней подогнал под роликовый конический подшипник 7307. Не забыл и о четырех вварных лопастях из 8-мм стальной пластины.

Сообразно размерам бака сварил и раму из отрезков стальной трубы квадратного сечения. Получилась конструкция в виде двух стоек, объединенных вилочным основанием. В передние выступы, усиленные укосинами из 15-мм стального прута, вварил втулки (на рисунке они не показаны) для крепления осей колес. К пятке под углом 20° к горизонту прикрепил дышло — метровый отрезок шестигранника 45. А чтобы придать узлу дополнительную прочность, усилил его косынками.

На стойках электросваркой закрепил подшипники поворотного механизма. Вдобавок ко всему, в правой из них просверлил отверстие, в которое вварил ось ведущей звездочки с самодельной Г-образной рукояткой. Впоследствии на этой же стойке расположил и втулку стопора. Соединение — сварное, по месту установки ведомой звездочки, насаживаемой на вал поворотного механизма.

На другом конце вала поворотного механизма поместился трехфазный асинхронный электродвигатель (1,2 кВт, 900 об/мин). В бытовую сеть 220 В его можно включать через батарею конденсаторов общей емкостью 40— 80 мкФ (для нее предусмотрен ложемент, образуемый двумя укосинами вкупе с приварной втулкой и щеками подмоторной рамы) .



Крутящий момент от двигателя поступает через клиноременную передачу на промежуточный вал, корпуса подшипников которого крепятся на уголковом основании. Последнее приварено как к валу поворотного узла, так и к втулке, являющейся корпусом роликовых подшипников главного вала. По сути, это единая поворотная конструкция, рассматриваемая (для лучшего понимания принципа ее действия) в виде трех самостоятельных узлов.
В каждом из них имеются функциональный вал со своей парой подшипников. Если у поворотного узла это подшипники скольжения — труба, вращающаяся во втулках, то у промежуточного — шариковые, а у главного — роликовые. Причем применение последних связано с необходимостью выдерживать значительные осевые напряжения в ходе загрузки-выгрузки бака.

Среди других технических решений, удачно работающих в бетономешалке, можно отметить ее мягкий «резиновый» ход, надежность и устойчивость конструкции, исключение ее опрокидывания при опоре на пятку основания рамы. И, конечно же, оригинальность механизма натяжения ремня, где требуемый эффект достигается за счет веса двигателя, оттягивающего подмоторную раму и не допускающего проскальзывания клиноременной передачи.
Удостоверившись в преимуществах моей бетономешалки, по сравнению даже с аналогами промышленного изготовления, соседи часто обращаются с просьбой одолжить ее на денек-другой. Особый спрос на бетономешалку — в летний, строительный период.
Чертежи бетономешалки.


Внимание! У вас нет прав для просмотра скрытого текста.