Самодельная пилорама
Станки и инструменты /25-фев,2011,14;25 /
109567
Я, например, очень доволен своей самодельной пилорамой. «Циркулярка» закреплена на валу 5-киловаттного электродвигателя, который установлен на тельферной тележке, легко перемещающейся по стальным направляющим. От существующих аналогов моя пилорама отличается прежде всего тем, что рассчитана на одного работника-пенсионера.
Действительно, даже при распиловке бревен обращаться за помощью не приходится. Можно вполне управляться одному. Скажем, поднимать тяжелую лесину при «роспуске» на пиломатериал не требуется — она лежит внизу на специальной гребенке. Тельферную тележку с электродвигателем и дисковой пилой хотя и приходится вручную перемещать вдоль бревна, но без особых усилий — путь-то по швеллерным направляющим длиной 3,5 м «бархатный» (при подстыковке дополнительных звеньев она может быть и больше!). У тележки — надежная упорная рукоять с пультом управления электродвигателем (пульт на рисунке условно не показан).
Высоким эксплуатационным характеристикам пилорамы в немалой степени способствует довольно мощный электродвигатель со скоростью вращения вала 930 об/мин. Он позволяет без всякого редуктора использовать 800-мм дисковую пилу, располагающуюся так, что можно «распускать» бревна диаметром до 350 мм.
Изготовление пилорамы я начал с самодельной тележки. В ее основе лежит сварная рама из стального уюлка 60x60 мм, к которой привинчены четыре колесные оси. Сами колеса «фирменные», от списанной техники, хотя вполне приемлема замена их шарикоподшипниками подходящего типоразмера.
К раме приварил кронштейны с плитой-основанием, на которой установлен электродвигатель. Все размеры здесь — по месту, исходя из имеющихся узлов, деталей и расходных материалов. Торец рамы усилил стальной косынкой, к которой приварил упорную рукоять. Причем под углом к направлению движения тележки, величина которого рассчитав на конкретного пользователя, то есть на меня.
После установки колес выполнил их юстировку, обеспечив параллельность осей и отсутствие биения при вращении. Убедившись, что все в норме, приступил к изготовлению «бархатного» путепровода. Он представляет собой швеллерные направляющие, приваренные к шпалам (отрезкам квадратной трубы) с небольшим развалом наружу. Точность изготовления стальной колеи контролировал картонным шаблоном, отклонения регулировал прямоугольными подкладками под швеллеры.
Прокладки (22 пластинки 40х 10 мм из стального листа толщиной 1 мм) нужны для того, чтобы создавался зазор 1—2 мм между верхней полкой швеллера и колесами, реборды которых должны быть слегка приподняты над шпалами. Благодаря таким конструкционным «-мелочам» удалось достичь легкого хода тележки с «циркуляркой» и, следовательно, снижения усилий оператора.
Технология сварки деталей «бархатного» полотна особой сложностью но отличалась. Выполнив разметку под 11 шпал на двух направляющих, и приварил сперва, не забывая о подкладках, так называемые укороченные шпалы (причем только к одному швеллеру). Следом «прихватил» к ним второй швеллер, корректируя его положение шаблонами и струб шинами. Затем приварил эти шпалы окончательно (с подкладками), помятуя: чем точнее установка, тем надежнее работа пилорамы. Убедившись, что тележка легко (без люфта) катится по стальному пути, приварил основные шпалы (естественно, тоже с подкладками).
К длинному концу каждой из основных шпал прикрепил винтами по особой гребенке из 400-мм стального уголка 45x45 мм. В результате получилось отменное устройство для удержания лесоматериала.
Остальное, думается, ясно из рисунка, за исключением разве что «секретов» работы на такой пилораме. А они сводятся к тому, что бревно при помощи подставных кругляшей или отрезков труб я закатываю на швеллерные направляющие, а затем сбрасываю на гребенку, где оно фиксируется в нужном положении относительно дисковой пилы под действием своего веса и дополнительного удара кувалды.
Перемещая «циркулярку» на тележке по направляющим, отделяю от бревна первый горбыль установленной толщины. Затем переворачиваю бревно на 90° и отделяю второй горбыль. Операцию повторяю до получения бруса, который в случае надобности распускаю на необходимые по размеру пиломатериалы, включая доску требуемого сортамента.
«Циркулярка» установлена на подвижной части пилорамы так, что разрезаемый ею материал сам прижимается к гребенке. Наряду с облегчением работы оператора это — одна из мер обеспечения безопасности труда. Способствует последнему и защитный кожух, наполовину закрывая полотно дисковой пилы. Ну а 120-мм «вылет» самого диска относительно тележки обеспечивает беспроблемное получение пиломатериалов наиболее популярного типоразмера. Для нарезания же меньшего приходится пользоваться ограничителем — доской той или иной ширины, насаживаемой на гребенку вплотную к направляющей.
Большое количество шпал обусловлено не столько равномерным распределением давления на грунт, сколько дополнительной заботой о пользователе. Они служат удобными опорами для ног.
Многолетний опыт эксплуатации домашней лесопилки показывает, что хотя общая масса тележки составляет более 50 кг, в интересах дела ее следует увеличивать дополнительным (и, по возможности, компактным) балластом. В качестве такого подходит 24-кг гиря, которую можно размещать, например, на плите возле электродвигателя.
В нерабочем состоянии пилорама занимает очень мало места. Ведь крупногабаритное «бархатное» полотно, разьединяемое на две (при большой длине —на три) части, хранится обычно под хозяйственным навесом в вертикальном положении и удерживается хомутом, прикрепленным к стене. Тележка (в сборе) стоит рядом, на специально изготовленной для этого платформе Питающий кабель при этом свернут в бухту и висит на упорной рукояти тележки.
Чертежи дисковой пилорамы
Нажимаем-увеличиваем