И сани,и тележка

Полезные приспособления /29-дек,2009,14;03 / 39711
И сани,и тележка

Заимев стандартные шесть соток, вот уже несколько лет кряду пользуюсь уникальным, по определению соседей, транспортным средством, одновременно являющимся и модернизированными санками, и ручной одноосной тележкой. Убедился: при минимуме затрат здесь, действительно, получаешь максимум отдачи.

Взять, к примеру, раннюю подготовку к посевной, связанную, как правило, с доставкой на участок разнообразных грузов. На поле (а оно располагается в двух километрах от дома) еще лежит снег, а по городским дорожкам и оттаявшему днем асфальту уже вовсю текут ручьи...
Однако для санок-вездеходов весенняя хлябь—не помеха. По снежной наледи штатные металлические полозья скользят, как коньки на олимпийском катке, а при встрече с оттаявшей почвой их удачно сменяет одноосная пара колес — санки превращаются в удобную ручную тележку.

И сани,и тележка

Схожая ситуация возникает порой и поздней осенью, при транспортировке урожая. По запорошенной снегом и выстуженной дороге тележка используется в «саночном» варианте, а там, где снега нет, — как усиленная металлическими полозьями тачка с одноосной парой колес.
При необходимости нагруженный «вездеход» можно перевозить в общественном транспорте, желательно — в вертикальном положении. Для этого нужно покрепче при-торочивать груз к деревянному настилу и откидывающейся назад спинке-ограничителю, которая используется здесь в качестве дополнительной опоры и как своеобразная металлическая обойма-каркас.



Придать обычным санкам вышеперечисленные вездеходные качества сможет любой (даже начинающий) самодельщик. Достаточно лишь обрезать полозья до задних стоек, на которые приходится основная часть нагрузки, и надежно закрепить (например, хомутами или сваркой) на этих стойках ось колесной пары. Последнюю в сборе с колесами желательно взять готовой, от хозяйственной сумки-коляски или детского велосипеда.

Но можно изготовить требуемый конструкционный узел и самостоятельно, в условиях любой домашней мастерской. Диаметр посадочных мест под колеса должен быть на 2—3 мм меньше диаметра оси на участке от одной стойки до другой. Необходимо предусмотреть также отверстия под шплинты для крепления самих колес.

Места крепления оси должны быть выбраны таким образом, чтобы колеса, по меньшей мере, на 20 мм отступали от полозьев и на столько же (а то и больше) отстояли от «пяток» при трансформации санок в тачку (под оптимальным углом 40— 50° к горизонту).

Детализация конструкции будет зависеть от ваших условий и технических возможностей, а также имеющейся материальной базы. Важен сам принцип доработки санок в универсальное и удобное транспортное средство, одинаково пригодное для эксплуатации в любое время года.
СЛЕВЧЕНКО,