Эксцентриковые шлифмашины

Секреты умельцев /28-мар,2010,15;42 / 41648
Пять мифов об эксцентриковых шлифмашинах

Эксцентриковые шлифмашины

Как планета вокруг солнца вращается диск эксцентриковой шлифмашины вокруг своей оси, совершая одновременно колебательные движения по крошечным орбитам. Благодаря такому сложному движению царапины от шлифовального диска располагаются на обрабатываемой поверхности хаотически, взаимно перекрывая друг друга. С каждым переходом к более мелкому абразиву они становятся все менее заметными и сливаются, а поверхность выглядит гладкой и блестящей. Кажется, все ясно, не так ли? Не совсем. На практике возникают бесконечные вопросы, касающиеся эксцентриковых шлифмашин. Как быстро следует ее перемещать? Как сильно ее нужно прижимать? Необходимо включать маши ну, прижимая ее к детали или держа на некотором удалении? Вместо изречения прописных истин , которой может воспользоваться любой мастер (подробности тестирования эксцентриковых шлифмашин

Миф 1. Всегда включайте шлифмашину прижатой к детали.
Реальность. Пуск вне детали нисколько не хуже.
Включайте эксцентриковую шлифмашину так, как вам удобнее: на детали или вне ее. Большинство выпускаемых в последнее время моделей имеют встроенную функцию уменьшения числа оборотов диска при работе без нагрузки (электронный тормоз). Это снижает риск появления углублении при включении такой машины вне детали. Тем не менее он не спасет деталь, если опускать на нее шлифовальный диск под наклоном или шлифовать только краем диска. Запуск же машины на детали может привести к появлению нескольких заметных царапин, которые быстро исчезнут после пары проходов (фото А). Гораздо важнее надежно зафиксировать деталь, используя струбцины или специальный антифрикционный коврик, что предотвратит ее сдвиг. Начиная шлифовку, не давите сильно на шлифмашину и не позволяйте ей задерживаться на одном месте.

Неважно, где вы включите шлифмашину Важно, где вы ее выключите. Перед выключением плавно поднимите электроинструмент, и удачное завершение шлифовки вам обеспечено.
Эксцентриковые шлифмашины


Миф 2. При нажиме машина шлифует агрессивнее.
Реальность. Для получения луч шего результата достаточно легкого касания.
При надавливании на инструмент замедляется вращение, что приводит к снижению эффективности и вызывает ускоренный износ подошвы, подшипников, абразивных дисков и застежки-«липучки» для их крепления. Вместо того чтобы быть агрессивнее, инструмент под избыточным нажимом удаляет меньше материала, оставляя при этом грубые царапины (фото В). А на некоторых породах (например, ели Дугласа или американской южной желтой сосне) при сильном нажиме поверхность становится волнистой (фото С). Не давите на шлифмашину, а дайте ей сделать свою работу. Если возникает необходимость более агрессивной шлифовки и для этого требуется прижать инструмент или наклонить его, то это может быть признаком использования слишком мелкого абразива или его затупления.
Эксцентриковые шлифмашины

Миф з. Шлифовка абразивом мельче 120 единиц бесполезна.

Реальность. Для качественной отделки требуется более тонкая шлифовка. Конечно, можно наносить лак слой за слоем чтобы сделать грубо отшлифованную поверхность гладкой, но это увеличивает затраты на отделку. Древесина, отшлифованная абразивом зернистостью грубее 120 единиц, выглядит темнее и испещрена мелкими углублениями; ее текстурный рисунок менее заметен, а грубая поверхность впитывает больше морилки и лака, чем отшлифованная более гладко (фото D). Масляные морилки и проникающие отделочные покрытия делают разницу еще заметнее. Оптимально заканчивать шлифовку абразивом зернистостью 150-220 единиц. При этом обработанная поверхность оказывается достаточно гладкой для хорошего растекания и выравнивания лакового слоя и одновременно достаточно шероховатой для хорошей адгезии.
В некоторых случаях может потребоваться шлифовка наждачной бумагой с зерном мельче 220 единиц. Например, перед нанесением водных отделочных составов полезно удалить поднявшийся ворс абразивом с зерном 320 единиц.



Независимо от того, насколько гладко требуется отшлифовать древесину, всегда используйте прогрессивный метод шлифовки, переходя последовательно от крупных номеров абразива к более мелким без пропусков. При смене шлифовального диска тщательно удалите пылесосом пыль от шлифовки. Таким образом при дальнейшей обработке частицы более грубого абразива не будут вдавлены в поверхность.

Эксцентриковые шлифмашины

Миф 4. Для ускорения шлифовки нужно быстрее перемещать шлифмашину.
Реальность. На больших поверхностях - тише едешь, дальше будешь. Скорость подачи - это быстрота перемещения инструмента по поверхности детали. Хотя нельзя сказать, что для всех случаев требуется одна и та же скорость подачи, линейное перемещение шлифмашины со скоростью не более 0,3 м/с дает наиболее равно мерный рисунок царапин на обрабатываемой поверхности (фото Е). Можно ли увеличить скорость подачи? Конечно. Но при этом для достижения такого же качества шлифовки потребуются дополнительные проходы, что займет больше времени. При обработке значительных по площади поверхностей (например, шитов) \учше начинать шлифовку с одного угла и вести инструмент вдоль детали от края до края параллельно кромкам, перекрывая след предыдущего прохода наполовину для получения равно мерного покрытия.

Миф 5. Межслойная шлифовка лака - работа не для шлифмашин.
Реальность. Мы всегда используем для этого эксцентриковую шлиф-машину.
Легкое касание диском, мелкий абразив и отсутствие нагрева поверхно сти - вот три непременных условия успешного применения электрических шлифмашин для шлифовки лаковых покрытий. Однако требуется предельная осторожность, чтобы не прошли фовать тонкий слой покрытия насквозь Мы добивались отличных результатов при межслойной шлифовке полиуре танового лака абразивными дисками с зерном 400 и 600 единиц. Для нитролака можно использовать абразивы на один-два номера крупнее, так как слои прочно соединяются между собой, скрывая следы предыдущей шлифовки. Для обработки криволинейных деталей используйте мягкую сменную подошву, лучше прилегающую к неплоским поверхностям. Следите за нагревом, из-за которого лаковый слой размягчается, что приводит к ускоренному засаливанию абразива. Чтобы не испортить работу, перемещайте шлифмашину без задержек, не нажимая на нее, и очищайте поверхность пылесосом, а затем мягкой тканью. При межслойной шлифовке лака у нас не было проблем, если диск шлифмашины вращался на максимальной скорости. Но, если поверхность греется и шлифмашина имеет функцию регулировки частоты оборотов, можно замедлить вращение диска, чтобы не допустить нагрева.